Smart eLearning-2015:об онлайн-обучении из первых уст

23 Марта 2015 0
Спикеры конференции рассказали о роли дистанционного образования в вузах и перспективах развития электронного обучения.

Вопрос №1: система образования сегодня переживает трансформацию. Какую роль в этом процессе играет дистанционное образование?

–        Одну из главных. То есть дистанционное образование является флагманом в этих преобразованиях. Сегодняшние изменения в образовании вызваны требованиями времени. Есть множество преобразований, навязанных со стороны, но эти идут изнутри. - Игорь Фукин, руководитель компании «Айдис Софт».

 –        Онлайн-образование прекрасно дополняет другие формы обучения и позволяет улучшить качество образования. Очень здорово, если традиционные способы мы будем дополнять теми способами, которые у нас есть в e-learning, - Ольга Токмакова, проректор по инновационному обучению ВятГУ.

  –        На мой взгляд, дистанционное образование позволяет усовершенствовать систему образования в целом, потому что открывает новые возможности. Речь идет не только об удобстве, но и новых механизмах более глубоко и детального восприятия материала. Если говорить про образование в целом, то дистанционное обучение делает его более доступным. В зависимости от сегмента, это финансовая доступность, ресурсная и временная. Для нас более характерна временная доступность, потому что наши слушатели — это люди, которые располагают деньгами, но не располагают временем. Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС.

 –        Вузы, которые сейчас перестраиваются в соответствии с требованиями Министерства образования, должны уделять как можно больше внимания электронному обучению, именно для того, чтобы повысить качество образования. Если вузы не смогут перестроится, они не смогут пройти определенные мониторинги, проверки. Электронное обучение — это инструмент, который поможет вузу перестроиться, но это не в коем случае не панацея. – Татьяна Козлова, начальник отдела сопровождения электронного обучения МЭСИ.

 Вопрос №2: в каком направлении дистанционное образование в вузах развивается сегодня? Каковы перспективы?

 –        Если сравнивать с тем, что было 10 лет назад, то самое главное изменение, на мой взгляд, это то, что государство наконец обратило свое внимание на дистанционное образование. Появились разговоры именно о форме обучения. Взять, например, Азербайджан. Там уже около 20 лет такая форма существует как самостоятельная, наряду с очным и заочным обучением. Мы пока только движемся в этом направлении. У нас же считается, что если образование дистанционное — значит, некачественное. Есть определенные стереотипы в прошлом они имели смысл. Но сегодня дистанционное обучение – это не прихоть вузов, а потребность студентов обучаться именно таким образом. Многие из них нуждаются в совмещении обучения с работой. При этом, большинство студентов постоянно находятся онлайн — это их мир. То есть, это нам нужно прийти в их мир, а не их оттуда вытаскивать. - Игорь Фукин, проректор по информатизации и инновациям ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права.

 –        Дистанционное образование имеет самые широкие и смелые перспективы. Я думаю, что будет очень много новых технологий для работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, они уже появляются. Второе направление, которое сейчас активно развивается, связано с улучшением одного из сложнейших моментов в дистанционном образовании — идентификации личности студента и контрольно-диагностических функций. Должны появится в скором времени такие программы, и, я думаю, они интегрируются со всем, что было до этого разработано. Также будет улучшаться качество обучения. - Ольга Токмакова, проректор по инновационному обучению ВятГУ.

  –        Главная перспектива — более плотная интеграция с очным образованием. В первую очередь мы идем в направлении комбинированных моделей, то есть интеграции очного и дистанционного обучения, смешанных моделей, интегрированных моделей обучения. Именно, путем обогащения дистанционным обучением классической системы.  Также помимо вузов и бизнес-школ на рынке появляются отраслевые организации, которые начинают давать образовательные программы с помощью дистанционного обучения. Если они смогут институционально закрепить свои программы и сделать их легитимными в глазах работодателей, то на рынке появится очень серьезный новый игрок. Дистанционное и очное образование должны вместе развиваться, идти рука об руку. У большинства первокурсников сегодня наблюдается что-то похожее на синдром дефицита внимания. Им нужны совсем другие модели восприятия информации и другие модели усвоения. - Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС.

 –        Сегодня электронное обучение в зачаточном состоянии. Даже учитывая все нормативно-правовые документы, которые выпускаются, очень много пробелов, которые сложно заполнить. В законе нет прямых уточнений, как можно использовать e-learning, можно ли в такой форме проводить зачеты и экзамены. Проверяющие органы на это смотрят прикрыв глаза, но если предъявлять требования к качеству аттестаций, то необходимо выставлять критерии оценки. До сих пор нет четких определений, как студенты дистанционного обучения должны проходить практику. Пробелов достаточно много, но за последние два года многим вузам удалось добиться определенного прогресса. Но на решение текущих проблем понадобится еще лет пять совместной работы. - Татьяна Козлова, начальник отдела сопровождения электронного обучения МЭСИ.

 Вопрос №3:с какими проблемами сталкивается вуз при внедрении и развитии систем электронного обучения?

 –        Самая главная — мировоззренческая проблема. В первую очередь преподаватели и надзорные органы бывают не готовы к восприятию такой формы обучения. Хотя, положительный сдвиг наметился. Сегодня преподаватели уже освоили и социальные сети, компьютер, интернет. Сегодня уже нет человека, который не держал бы в руках мышку, хотя 10 лет назад это было повсеместно. Преподаватели стали ближе к технологиям и, соответственно, воспринимают их лучше. Но не нужно воспринимать дистанционное обучение как панацею— это только одна из тех вех, которую система образования должна пройти. - Игорь Фукин, руководитель компании «Айдис Софт».

 –        Здесь проблем много. В первую очередь, для всех актуальная финансовая проблема. Потому что внедрение дистанционного образования — это очень дорого. Также дефицит квалифицированных кадров, не преподавателей-авторов, а именно тьюторов. Не хватает технических кадров, которые занимаются разработкой, методистов. Проблема мотивации -  сложно заинтересовать преподавателей, сильных и топовых, чтобы они участвовали в этих проектах. - Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС.

 –        Практически все проблемы обсуждались сегодня на конференции: это мотивация студентов, и, в первую очередь, мотивация преподавателей. Также проблемы организационного плана, выбора стратегии, постановки цели, разработки правильной программы внедрения, реализации и развития e-learning. Проблема интеграции разных модулей, структур, частей информационной среды, которая имеется в университете. Проблема найти в каждом случае оптимальное решение, чтобы все это соединить в единое целое. - Ольга Токмакова, проректор по инновационному обучению ВятГУ.

  –        Первое — это нежелание решать проблемы вообще. Я знаю примеры, когда руководство вуза говорит, что раз прямых указаний нет, что разрешено — значит мы ничего делать не будем. Ортодоксальное руководство, которое боится любых перемен - это очень сильная проблема. Также проблема, если ректор готов внедрять электронное обучение, но у него нет команды, которая его поддерживает. Когда есть желание, то все остальные проблемы решаются. Как государственному вузу, нам достаточно сложно решать финансовые проблемы по покупке новой системы электронного обучения. Но когда поставлены конкретные задачи, как система должна работать и какие показатели выдавать, то нужный поставщик в любом случае победит конкурс. Сегодня не так много компаний на российском рынке, занимающихся разработкой систем электронного обучения. Если появится конкуренция среди поставщиков, то будет вообще замечательно. Когда электронным обучением будут заниматься не только вузы, но и министерства со своими нормативными правовыми документами, работодатели заинтересуются именно такими выпускниками, школы будут иначе подходить к подготовке… Если мы сможем сообща участвовать в этом процессе, то получится положительный результат, а если нет — получится профанация. - Татьяна Козлова, начальник отдела сопровождения электронного обучения МЭСИ.